Как проверить турбину? 5 признаков неисправности бензиновых и дизельных ТКР

Как проверить турбину? 5 признаков неисправности бензиновых и дизельных ТКР

20.11.2018

Турбина, она же ТКР представляет собой устройство в автомобиле, работа которого позволяет увеличить мощность мотора в полтора раза и более. При этом рабочий объем двигателя — не меняется. Результат достигается путем подачи кислорода под давлением в цилиндры.

Особенности бензиновых турбин

Турбоагрегат, работающий на бензине, состоит из корпуса подшипников, масляных каналов, подшипника скольжения и корпуса собственно турбины.

В корпусе подшипников находится важнейший элемент устройства — ротор. Он представляет из себя вал, на который установлены компрессорное и турбинное кольца с лопастями. Когда лопасти вращаются, захваченные ими потоки воздуха устремляются в цилиндры движка.

Эффективное вращение ротора возможно за счет подшипника скольжения. За смазку и охлаждение обоих элементов отвечает моторное масло. Из двигателя оно поступает при помощи масляных каналов.

Все детали конструкции защищены от внешнего воздействия турбинным корпусом. Узнать его несложно по внешнему виду, напоминающему улитку.

Источником энергии для запуска ротора являются выхлопные газы. Поступая из цилиндров, они заставляют его вращаться и выходят через приемную трубу в глушитель и далее — наружу.

Как проверить турбину на бензиновом двигателе?

Если исправность турбины на движке бензинового типа вызывает сомнения, можно провести предварительную проверку в бытовых условиях.

Первым делом стоит обратить внимание на звук турбонаддува. Эксперимент лучше провести на холодном моторе, не прогревая его — так получится услышать большинство возможных проблем. Например, звук от работы ветхой турбины, срок эксплуатации которой подходит к концу, будет едва ли не оглушительным. Также возможны дребезжание, свист.

Поможет и визуальный осмотр. Для этого нужно бережно отмонтировать патрубок и изучить его изнутри. На нем и лопастях не должно быть и следа от масла. Различные механические повреждения на лопастях свидетельствуют об изношенности агрегата. А если на внутренней поверхности корпуса заметны царапины от крыльев «вентилятора» — устройство явно сломано. Сигналом о неисправности станет и осевой зазор, превышающий 1,5-2 мм.

Признаки неисправности турбины бензинового двигателя

Вовремя определить неисправность ТКР можно самостоятельно, не обращаясь к специалистам на СТО. При этом, если обнаружится хотя бы один показатель из списка, необходимо поспешить к профессионалу:

  • когда заводится мотор, отчетливо слышны посторонние звуки — вой, треск, дребезжание турбины;
  • заметно возросший расход бензина сопровождается утечкой масла;
  • тяга снизилась;
  • из выхлопной трубы выходит дым черного или темно-серого цвета;
  • показатели уровня масла и давления внезапно сильно снизились.

Особенности дизельных турбин

Конструкция и принцип работы турбоагрегата для дизельных установок аналогичны бензиновому. При этом устройства для дизеля обладают некоторыми функциональными особенностями.

Во-первых, для оптимальной раскрутки турбонаддува для дизельного движка отработанные газы должны быть нагреты до 700-850°C. Бензиновым же вариантам требуется не менее 1000°C. Так что сплавы для турбинного кольца и корпуса дизельных турбин могут быть менее устойчивыми к высоким температурам, чем материалы для бензиновых агрегатов. Поэтому стоит помнить: установка дизельной детали на бензиновый мотор — опасна и неоправданна.

Во-вторых, среди разновидностей дизельных турбин особое место занимают ТКР с регулируемой сопловой системой. Подобные конструкции также называют VNT. Это самая современная технология в мире дизельных двигателей. Но в области бензиновых ей места нет: разработка не выдерживает сильного жара отработанных газов этого типа моторов.

Как проверить турбину на дизельном двигателе?

Регулярно самостоятельно мониторить состояние дизельной турбины — верный способ своевременно обнаружить неполадку. Ведь ремонт на ранней стадии неисправности намного дешевле, чем борьба с запущенным случаем. Кроме того, от надлежащего состояния детали зависит безопасность автовладельца. Пригодятся подобные навыки и при покупке подержанного авто с турбонаддувом.

Первый этап — визуальный анализ. Нужно оценить качество моторного масла в движке, а также его уровень. После — проверить компрессор на наличие посторонних элементов.

Далее необходимо обратить внимание на окраску выхлопа. Если дымит черным, а мощность упала, — турбина неисправна. Вероятно, проблема заключается механизме подачи и выпуска воздуха.

Выхлоп сизого или белого оттенка сигнализирует о поступлении масла в цилиндры и сгорании его в рабочей камере. Следует проверить, не загрязнились ли фильтры. Также важно ознакомиться с состоянием ротора: он не должен контактировать с корпусом, а люфт должен быть небольшим.

Если фильтры в надлежащем виде, на очереди — проверка системы подачи масла на герметичность, а также вентиляционной системы.

Признаки неисправности турбокомпрессора дизельного двигателя

Даже если опыта обращения с турбиной для дизеля мало, на возможную поломку укажут такие моменты:

  • тяга, мощность и динамика заметно упали;
  • выхлопной дым приобрел черную или сизоватую окраску;
  • участились случаи перегрева движка при обычных нагрузках;
  • существенно возросло потребление горючего и масла;
  • мотор слишком громко «звучит» независимо от нагрузки.

Таким образом, оценить состояние ТКР для агрегата бензинового или дизельного типа может каждый автовладелец, знакомый с его устройством и принципом функционирования. При этом крайне важно быть предельно аккуратным, если дело дошло до разборки механизма, и соблюдать необходимые меры безопасности. Помните: иногда оптимальное решение — обратиться к специалисту. Даже при полной уверенности в собственных силах и опыте.